Еще в начале этого года вступил в силу закон №347-ФЗ, согласно которому всю рекламу в сети необходимо маркировать. В то время, когда бизнес еще не адаптировался к новым условиям, за отсутствие отметки в объявлении не было наказания. С 1 сентября 2023 года требования ужесточились. Сегодня ответственность за нарушения несут как крупные организации, так и самозанятые. В статье вы узнаете, для какой рекламы нужна маркировка, какой штраф грозит за несоблюдение закона, как получить токен и другие важные моменты.
Начнем с того, какие объявления не нуждаются в маркировке:
Кроме того, под маркировку не попадает информация, если она:
Также маркировке не подлежат Яндекс.Метрика и Google Analytics: эти сервисы не создают рекламные объявления, не публикуют их и не получают с них доход.
Если информация о товарах или услугах размещается на сайте производителя, она не считается рекламой. Ситуация меняется, когда в объявлении есть акцент на конкретном продукте вместе с призывом к действию.
Тем, кому сложно отличать рекламу от нерекламы, пригодится памятка от Федеральной антимонопольной службы.
Перейдем к тому, для какой рекламы маркировка обязательна. Это:
Кроме того, маркировке подлежат SEO-статьи и пресс-релизы. О них скажем отдельно.
Начнем с пресс-релизов. Маркировка не требуется, если материал носит информационно-ознакомительный характер, т. е. в нем нет акцента на конкретном продукте или услуге. В остальных случаях нужна соответствующая отметка. При этом не имеет значения, распространяется ли релиз на платной основе либо безвозмездно.
С SEO-статьями все сложнее. Посмотрим, что говорит по этому поводу Роскомнадзор. Здесь мы видим: «если SEO-статья и арендные ссылки являются рекламой согласно закону, то тогда она должна регистрироваться в ОРД».
Одни юристы отмечают, что маркировке подлежат:
Но есть и те, кто придерживается другого мнения. По мнению некоторых юристов, ссылочную массу и SEO-статьи нельзя отнести к рекламным материалам. Например, сама ссылка не формирует у пользователя интерес к конкретному бренду или продукту. Что касается SEO-статей, то они обычно пишутся не столько для людей, сколько для поисковых роботов. При этом каждый объект рекламирования нужно оценивать отдельно.
Чтобы маркировать рекламу, необходимо:
Токеном называется уникальная комбинация цифр. Этот номер присваивается объявлению до запуска рекламы. Специально придумывать токен не нужно — его автоматически генерирует система. После получения номера можно опубликовать рекламу.
Как проверить, что объявление составлено корректно? Нужно нажать на три точки в его верхнем правом углу и убедиться, что там отображается информация о конечном рекламодателе и ОРД — операторе рекламных данных.
Список ОРД официально утвержден Роскомнадзором. В перечень входят:
Перечисленные ОРД передают все сведения о конечном рекламодателе в ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы. Напрямую загрузить информацию в систему нельзя — только через оператора.
Переданные в ЕРИР сведения о рекламодателе хранятся на протяжении пяти лет. Отчет о кампании необходимо отправить в течение 30 дней после окончания месяца, в котором была запущена реклама.
Важно: токен должен быть открытым. Для этого его нужно разместить в тексте объявления либо в параметрах кликовой ссылки. Если ее нет, можно добавить токен в видео, картинку или подкаст. Например, в Яндекс.Директе уникальный номер зашифрован, поэтому увидеть его при переходе по ссылке нельзя. Если рекламодатель что-то поменял в креативе, ему нужно получить у ОРД другой токен. То же касается и новых объявлений. Если же рекламодатель изменил размеры баннера, но не отредактировал текст, получать еще один токен не нужно.
Какие документы и данные необходимо передать оператору:
Кто участвует в рекламной цепочке:
Проводите обучающие мероприятия, устраивайте рабочие поездки. Корректируйте бюджет компании, но не отменяйте все до наступления лучших времен.
Важно: в Яндекс.Директе маркировка рекламы происходит автоматически.
Какие данные рекламодатель должен указать в личном кабинете:
Если рекламодатель-физлицо работает с ОРД VK, ему следует принять соглашение о передаче данных и указать ИНН с номером телефона. Организациям для маркировки объявлений в «ВК» не нужно проводить дополнительные настройки, т. к. они вносят всю необходимую информацию при регистрации.
Рекламодатели передают в ЕРИР все сведения об участниках цепочки, в том числе о договорах, актах, агентских отчетах и т. д.
До запуска рекламы необходимо сделать следующее:
Начнем с «VK Рекламы».
Схема маркировки для рекламодателей, которые самостоятельно размещают объявления в системе:
Если рекламодатель работает через агентство, схема упрощается:
Схема маркировки при размещении объявлений на Ozon:
Какие данные ОРД должны передавать организации:
Какие данные ОРД должны передавать индивидуальные предприниматели:
Какие данные ОРД должны передавать самозанятые:
Отметим, что маркировка рекламы товаров и услуг для самозанятых стала обязательной с 1 сентября 2023 года.
Сумма взыскания зависит от того, кто совершил правонарушение — физлицо, индивидуальный предприниматель или организация.
При непредоставлении информации или несоблюдении сроков подачи данных в ЕРИР полагается штраф:
При неправильном размещении токена либо его отсутствии полагается штраф:
Что касается ОРД, то для них предполагаются штрафы за нарушение передачи сведений в ЕРИР и хранения данных:
Важно: если рекламодатель совершает сразу несколько нарушений, штрафы суммируются.
Маркировка объявлений не вызовет проблем при работе с рекламными сетями, где все процессы уже налажены. Тем, кто размещает креативы напрямую, например, владельцам сайтов, придется самостоятельно взаимодействовать с ОРД и получать токены. Чтобы не совершить ошибку, лучше обратиться к специалистам.
Спасибо!!!! ОООООчень ценная информация!!!!!!!!!!!!!!!!!!