Рынок в России сложный, часто перенасыщенный, конкурентный. А значит, умение эффективно продвигать товары и услуги — жизненная необходимость для любого бизнеса. Знания и навыки маркетолога позволяют компаниям находить свою аудиторию, повышать узнаваемость и, в конечном счете, наращивать объемы продаж. Разберемся, что за зверь такой маркетолог, чем он занимается и как можно освоить эту востребованную специальность.
Маркетолог — это эксперт, который досконально изучает рынок, анализирует потребности и предпочтения целевой аудитории, а затем разрабатывает эффективные стратегии для продвижения продукции или бренда. Его главная задача — найти оптимальные каналы коммуникации с покупателями и зацепить их яркими, запоминающимися контентом и рекламными кампаниями.
Работа эта многогранна, и включает массу разнообразных задач, от исследования конкурентной среды до управления маркетинговым бюджетом. А еще в современном маркетинге есть множество узкоспециализированных направлений.
Простыми словами маркетолог — это специалист по продвижению брендов, товаров и услуг.
Специалист по продвижению товаров и услуг на самом деле мастер на все руки, чтобы не сказать человек-оркестр. На его плечи ложится десяток разнообразных задач, и чтобы выполнять их эффективно, ему необходимо быть в курсе последних тенденций и изменений на рынке. Вот основные обязанности специалиста по продвижению:
Специалист по продвижению начинает работу с глубокого погружения в рыночную среду. Он детально анализирует конкурентное окружение, изучает потребности и предпочтения основных интересных бизнесу клиентских сегментов. Это позволяет найти и обозначить уникальные точки роста, сформировать емкое и привлекательное УТП. На этом этапе крайне важно владеть современными методами маркетинговых исследований, чтобы получить максимально полную и актуальную картину рынка.
Итак, аналитические данные получены. Теперь, опираясь на них, специалист по продвижению приступает к разработке комплексной маркетинговой стратегии. Он определяет ключевые каналы коммуникации с целевой аудиторией, прорабатывает концепцию рекламных кампаний, продумывает эффективное позиционирование бренда, предусматривает, как компания будет получать обратную связь и как с ней работать. В этой части работы важны креативность, незамыленный взгляд и способность к стратегическому мышлению.
Грамотное распределение рекламных бюджетов — еще одна сложная задача, которую решает специалист по продвижению. Он должен уметь использовать выделенные руководством деньги так, чтобы обеспечить максимальную отдачу. Кроме того, маркетолог постоянно отслеживает эффективность разных каналов продвижения, анализирует обратную связь от клиентов. Это важно, чтобы оперативно вносить корректировки в свои действия и повышать результативность усилий.
Помимо креативной и аналитической работы, специалист по продвижению активно взаимодействует с партнерами и заказчиками/клиентами. Он презентует новые продукты и рекламные концепции, обсуждает возникающие вопросы, выстраивает долгосрочные, выгодные для обеих сторон, отношения.
Высокий профессионализм специалиста по продвижению наглядно демонстрирует успешность рекламных кампаний. Так, например, если запущенная таргетированная реклама принесла бизнесу дополнительный миллион в продажах при затратах в 200 000 Ꝑ, это можно считать успехом. Или если эффективный контент-маркетинг привел 1000 теплых лидов по цене 50 Ꝑ за лид — значит, маркетолог молодец и сработал классно.
Работа маркетолога подходит не всем. Сложно на этой позиции будет человеку без критического и аналитического мышления. Не менее трудно придется и тому, кто не дружит с гуманитарными науками и понятиями. Вот что понадобится.
Успешный маркетолог — человек, которому предстоит скрупулезно изучать колоссальные массивы данных, выявлять в них закономерности и тенденции. А затем, на основе собственного анализа, разрабатывать эффективные стратегии продвижения. Нужны умение находить тенденции, логику, зависимости в цифрах и фактах, а также делать на их основе точные прогнозы и выводы.
На одной аналитике, даже очень хорошей, особенно далеко не уедешь. Для того, чтобы выстрелить на перенасыщенном рынке, кампании по продвижению требуются яркие, запоминающиеся решения. Будь то оригинальная рекламная кампания или свежий взгляд на какую-то давно известную задачу — специалист по маркетингу должен обладать хорошим творческим потенциалом и широтой мышления.
Маркетологу приходится взаимодействовать с самыми разными людьми — от руководителей компании до UI-дизайнеров и копирайтеров. Поэтому он должен обладать высокой степенью эмпатией, гибкостью и умением находить общий язык в самых разных ситуациях. Также маркетлог должен уметь ставить вменяемые технические задания членам проектной команды.
Наконец, специалист по продвижению должен отличаться высокой организованностью и стрессоустойчивостью — ведь ему предстоит работать в условиях постоянных жестких дедлайнов и меняющихся приоритетов. А еще и нестабильной внешней (в первую очередь, конкурентной) среды. Умение грамотно расставлять приоритеты, эффективно распределять время и ресурсы, а также сохранять спокойствие в напряженных ситуациях — архиважные, как сказал бы дедушка Ленин, качества успешного маркетолога.
В арсенале компетентного специалиста по продвижению также должен присутствовать обширный набор профессиональных инструментов. Например,специалист должен уметь грамотно настраивать контекстную и таргетированную рекламу в поисковых системах и социальных сетях, или, как минимум, понимать, как она работает. Должен уметь работать с «Яндекс.Метрикой», читать и интерпретировать все ее отчеты.
Кроме того, современный маркетинг предполагает и применение самых новых технологий, таких, как нейросети. Они помогают анализировать массивы данных, выявлять скрытые закономерности, а также будут подспорьем в подготовке контента или технических заданий для его разработки.
Умение использовать весь набор инструментов повышает точность прогнозов и эффективность маркетинговых кампаний, которые запускает специалист. А широкие компетенции делают маркетолога универсальным солдатом, способным решать непростые задачи и находить неочевидные решения в области продвижения.
Чтобы стать маркетологом, разумеется, нужно учиться и получать эту профессию.
Самое простое и недлительное решение. Но есть несколько «но». Во-первых, курсы не дают диплома государственного образца, что может быть важно для многих работодателей. Во-вторых, как правило, это скорее база, чем полноценное погружение в профессию — просто в силу ограниченного отрезка времени обучения. Хотя сам объем информации может быть очень и очень неплохим. Онлайн-курсы, на которые есть смысл обратить внимание:
Сайт: https://skillbox.ru/marketing/
Здесь есть несколько интересных вариантов, которые могут быть полезны маркетологу.
Сайт: https://practicum.yandex.ru/catalog/marketing/
Практические курсы от «Яндекса» с бесплатным начальным профориентированием.
Сайт: https://netology.ru/marketing
Специализаций немало, от бренд-менеджера (да-да, это тоже про маркетинг!) до SEO-специалиста.
Замечу, что курсы безумно хороши для углубленной специализации или для повышения квалификации. Ведь в сфере продвижения даже чтобы стоять на месте необходимо всегда двигаться вперед и узнавать что-то новое.
Но в целом для старта карьеры в сфере продвижения наилучший выбор — профильное высшее образование. С практикой, с проектной деятельностью во время обучения, как это принято сегодня в наших отечественных вузах. В ведущих российских университетах есть целые факультеты, которые готовят экспертов по продвижению товаров и услуг. Так, например, подготовкой маркетологов занимаются Высшая школа экономики, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Российский государственный социальный университет…
Для первого знакомства с профессией в самом начале, и для повышения своей квалификации потом пригодятся книги по маркетингу.
Мы в нашем блоге собрали описание 8 книг, которые точно пригодятся начинающему специалисту по продвижению. Также обратите внимание вот на такие книги:
Книга рассказывает о том, как создать для своего бренда (и для себя лично) УТП, то есть отличия, которые зафиксируются в сознании потребителя. Автор объясняет, почему именно отстройка, она же дифференцирование, позволят добиться успеха. Книга выдержала несколько десятков переизданий и остается актуальной.
Авторы, опираясь на многолетние исследования, приводят 150 успешных стратегий бизнеса из 30 отраслей. Не обязательно новых, есть и успешные варианты столетней давности. Дело в другом: если вам удастся создать совершенно новую бизнес-идею, то есть найти «голубой океан», вы точно окажетесь на вершине успеха.
А самые новые тренды лучше всего отслеживать в тематических Телеграмм-каналах — это, пожалуй, самая динамичная площадка, и все изменения и новшества появляются здесь намного быстрее, чем в профессиональной литературе или в программах обучения.
Адрес: https://t.me/kokoc_com
Все о продвижении сайтов в поисковых системах. Инструменты, термины, кейсы, обсуждения:.
Адрес: https://t.me/marketpsy
Взгляд на продвижение кандидата психологических наук Николая Молчанова, статьи, кейсы, разборы стратегий:
Адрес: https://t.me/sale_caviar
Все основное о событиях в диджитале, новости медиа, соцсетей и маркетплейсов:
Адрес: https://t.me/FamilyBots
Все о продвижении, диджитале в целом, и о социальных сетях в частности. И о ботах, конечно:
Когда знания уже получены и руки чешутся, специалист по продвижению может приступать к активному поиску вакансий (а еще лучше делать это параллельно с учебой). В принципе, если вы выбираете обучение в вузе, то искать работу может и не понадобиться. Так, во многих институтах и университетах сегодня толковым студентам уже со второго курса предлагают работу, а к концу обучения от 50 % до 96 % выпускников трудоустроены.
Но если вам все-таки придется сразу же самостоятельно выйти на рынок труда, вот что можно сделать для поиска работы.
Это, прежде всего, hh.ru и superjob.ru, а еще портал trudvsem.ru. На этих площадках регулярно публикуют свежие предложения и крупные компании, и локальные агентства маркетинга и рекламы.
Готовьтесь к большому объему работы; запасайтесь умением применять разные инструменты продвижения. Вот, например…
Например, Fl.ru — когда-то самая известная площадка для фрилансеров и работодателей. Здесь свежеиспеченный специалист может откликаться на проекты и предлагать услуги по созданию рекламных материалов, аналитике, ведению соцсетей и другим профильным направлениям.
Такой формат поиска работы актуален для начинающих маркетологов, которым важно получить первый профессиональный опыт. Например, для тех, кто учится на курсах, где трудоустройства не предусмотрено.
Этот мессенджер давно стал очень активной площадкой по поиску работы. Можно обратить внимание на каналы Marketing jobs и «Маркетинг и Фриланс».
В принципе? они почти всегда заинтересованы в дельных джуниорах, и начав работать в таком агентстве можно очень здорово прокачать скиллы. Да и в крупные агентства тоже можно попробовать попасть, сначала на стажировку, а дальше — как пойдет. Что называется, каждому — по способностям и усердию. Грамотно составленное резюме с хорошим сопроводительным письмом — это реальный шанс получить работу.
Профессия маркетолога — это динамика и рост, никакого застоя. Начав с должности помощника маркетолога или джуниора, эксперт по продвижению может постепенно продвигаться по карьерной лестнице, расширяя компетенции и зону ответственности, получая опыт. Маркетологи нужны везде, начиная от производства станков и заканчивая развитием интернет-магазина.
Что там, впереди — опытный и ответственный специалист может со временем занять позицию руководителя отдела в небольшой компании или департамента маркетинга в крупной. На этом уровне он не только разрабатывает стратегические маркетинговые инициативы, но еще и управляет командой специалистов. А наиболее сильные эксперты могут дорасти и до должности директора по маркетингу — знаковой фигуры, отвечающей за формирование и продвижение бренда в целом.
Уровень дохода специалиста по маркетингу может быть очень разным, среднее арифметическое мало что даст, это будет, как средняя температура по больнице. Поэтому посмотрим конкретику:
Но это далеко не предел. Чем крупнее компания и чем больше город, в котором она находится — тем выше может быть уровень дохода. Так, работа в столице с Санкт-Петербурге часто предполагает более высокую зарплату, например, такую:
Влияет на зарплату и опыт работы конкретного человека, и то, какой функционал делегирует ему бизнес, и то, насколько масштабны и сложны задачи, и то, есть ли у него успешные кейсы. Кроме того, существенную роль играет отраслевая специфика — так, специалисты по продвижению, работающие в сфере финансов или IT, часто зарабатывают существенно больше, чем их коллеги из сегмента ритейла.
В провинции зарплаты могут быть (но не обязательно!) скромнее. Например, вакансии в Волгограде такие:
Но в целом потолка по заработку в этой профессии практически нет. Посмотрите, какие вакансии прямо сейчас есть на рынке труда и на сайте «Трудвсем»:
Главное, что нужно чтобы расти в доходах — ответственность и высокая эффективность в решении задач бизнеса.