Чат-боты и виртуальные помощники уже давно стали частью нашей повседневной жизни – практическая каждая крупная компания успела обзавестись этим новшеством. Дошло до того, что не всегда бывает просто попасть на живого специалиста, преодолев заслон из чат-ботов во время переписки или звонка.
Но заблуждением будет думать, что чат-боты доступны только крупным игрокам рынка, а малый бизнес и частные специалисты вынуждены обходиться своими силами, поскольку создать своего чат-бота – это дорого, долго и сложно. На самом деле есть очень простой путь – соцсети. И, в частности, ВКонтакте. Эта площадка дает все возможности для создания собственного виртуального помощника в сообществе, причем своими руками, не затратив больших средств и уйму времени. В этой статье предлагаю разобраться, как именно это сделать.
Главная задача любого чат-бота – облегчать коммуникацию между клиентом и компанией. Чат-бот представляет собой программу, обученную давать информацию по заложенным в нее темам, тем самым как бы имитируя реальный разговор. Таким образом, чат-бот вполне в состоянии:
Если коротко, чат-боты очень сильно экономят и берегут человеческие ресурсы, снимая с администраторов необходимость отвечать на однотипные вопросы и выполнять однотипные задачи. Даже у службы поддержки VK Рекламы в диалоге отвечает чат-бот, и вы сами можете выбрать, как построить ваш диалог:
Конечно, чат-ботов нельзя оставлять без присмотра, их диалоги с клиентами необходимо мониторить и вовремя в них вмешиваться, во избежание казусов. В той же VK Рекламе при необходимости в диалог вступает живой модератор:
Однако даже с учетом этого нюанса, чат-боты развязывают людям руки и позволяют посвятить свое время более важным задачам.
Конечно, при должном знании кода и технических особенностей соцсети, можно создать чат-бота ВКонтакте самому, под свои задачи, то есть сделать его самописным. Однако более простым путем будет воспользоваться специальным сервисом или, как его еще называют, конструктором.
Речь, разумеется, о приложениях для сообщества. На данный момент среди них есть как минимум пять активных приложений, которые позволяют создавать и работать с чат-ботами:
Для вашего удобства я подготовила их краткий обзор:
Фишки и преимущества | Цена | |
---|---|---|
Smartbot | Пожалуй, одной из главных особенностей сервиса является тот факт, что он позволяет создавать чат-ботов не только для ВКонтакте, но и для Телеграма, Вайбера и сайта. Плюс ко всему присутствует интеграция с рассылкой в сообществе. Есть хорошие шаблоны сценариев. Удобный интерфейс и богатая аналитика. | От 990 рублей в месяц, цена растет в зависимости от количества подписчиков. Есть бесплатный триал на весь функционал сервиса длительностью в 2 недели. |
Senler | Этот сервис известен прежде всего как сервис для запуска рассылок. Однако возможность работы с чат-ботами он тоже предоставляет. Функций там меньше, чем у предыдущего сервиса, но все базовые задачи чат-бота решить можно без проблем. | При обработке до 50 сообщений в день чат-бот будет бесплатным, свыше этой цифры стоимость составляет от 300 рублей в месяц. |
Chatgun | Более 10 стандартных реакций на действия подписчиков, кнопки, работа в диалогах и комментариях, сегментация ответов относительно предыдущих взаимодействий подписчика с ботом. | Подписка от 490 рублей в месяц, есть бесплатный триал функционала на 5 дней. |
TargetHunter | Продукт всем известного парсера, весьма многообещающий. Позиционирует себя как сервис для автоматизации бизнеса. Как и Smartbot, работает сразу с несколькими площадками помимо ВК, и интегрирован с рассылкой. Отдельно стоит выделить очень детальную аналитику по воронке продаж. | Есть бесплатный стартовый тариф с конструктором чат-ботов и рассылкой до 150 сообщений в день. Далее цены от 699 рублей в месяц. |
Salebot | Еще одна мультизадачная платформа, в которой работа с чат-ботами является лишь частью функционала. Но в контексте нашего разговора функционал базовый, чат-бота собрать можно под свои задачи, он будет стандартным. Из плюсов можно отметить неплохие сценарные шаблоны и хороший обучающий раздел по созданию ботов в конструкторе сервиса. | Есть бесплатный тариф для тестирования бота, но без возможности отправки рассылок. Далее цены идут от 990 рублей в месяц. |
Какой сервис выбрать – решать только вам, поскольку всё будет зависеть от ваших целей, задач, которые вы хотите решить через чат-бота, и имеющегося бюджета. Плюс, конечно, у всех сервисов разный интерфейс и степень удобства использования. Вполне вероятно, что сделать выбор будет проще, если вы сначала подготовите общий сценарий для своего будущего чат-бота.
Проще говоря, вам нужно прописать тот путь, который должен пройти клиент в диалоге с чат-ботом, чтобы достичь того, что вы от него хотите. Сценарий еще иногда называют архитектурой бота. Но для начала определитесь сами – чего вы хотите от клиента.
Готовый сценарий покажет, насколько сложный у вас получится чат-бот, что он должен уметь, и выбрать приложение для его реализации будут значительно проще. Ну а чтобы дать понимание, как технически строится процесс по его созданию, предлагаю рассмотреть алгоритм на примере сервиса Senler как самого простого в плане освоения, на мой взгляд.
Для начала необходимо активировать возможность подключения чат-ботов в самом сообществе. Чтобы сделать это, перейдите в «Управление сообществом», вкладка «Сообщения -> Настройки бота», выставите параметр «Включить» в графе «Возможности ботов»:
Далее в случае Senler (да и большинства других сервисов) вам сначала нужно подключить ваше сообщество к конструктору. Для этого вы должны обладать админскими правами на него. Переходим в конструктор по ссылке https://senler.ru/cabinet и жмем на кнопку «Подключить сообщество»:
После этого ваше сообщество появится в конструкторе и можно приступать к созданию чат-бота, перейдя в соответствующий раздел:
Процесс создания чат-бота похож на работу с алгоритмом, которые учат строить на уроках информатики в школе. По крайней мере, раньше учили. 🙂 Вы начинаете с вводного сообщения, которое определяет дальнейшие действия клиента.
От него будут строиться дальнейшие диалоговые цепочки, одна или несколько, в зависимости от вашего сценария. Например, у меня клиенту предлагается выбор, о чем он может получить информацию, его клик определит цепочку. Поэтому я добавила кнопки, к каждой из которых мне нужно будет прописать свой диалог. В результате архитектура чат-бота превращается в некое ветвистое дерево:
Обратите внимание, что внутри цепочки сообщения связаны стрелками, Ту связь важно простроить очень четко, иначе логика работы чат-бота поломается.
Помимо кнопок, как в моем примере, в чат-боте Senler предлагает встроить карусель с карточками. Также можно настроить действие в зависимости от реакции пользователя: переход по ссылке, ожидание ответа и т.д.
После создания структуры вы можете провести закрытое тестирование в своем сообществе, чтобы удостовериться в корректности работы чат-бота. Для этого нажмите на кнопку «Тестировать» в правом верхнем углу экрана. Публикуйте чат-бот в сообществе только после проверки, чтобы избежать бесконечных редактирований уже рабочей версии.
Конечно, интерфейс Senler может довольно сильно отличаться от других конструкторов, но общий принцип работы везде один. Вам лишь нужно будет выбрать, какой сервис более удобен, лучше всего отвечает вашим требованиям и устраивает по цене.