В работе специалиста по контекстной рекламе много рутинных задач: сбор семантики, корректировка ставок, поиск и исправление ошибок. А ещё нужно отслеживать и анализировать результаты: какие объявления лучше отработали, где слишком высокая цена конверсии, большой процент отказов или низкий CTR. Если всё делать вручную, на работу с одной кампанией уйдёт несколько дней, а что делать, когда их несколько?
Собрали инструменты и сервисы, которые помогут контекстологам и самостоятельным рекламодателям оптимизировать работу и повысить эффективность кампаний.
Инструменты для контекстной рекламы помогут собрать ключевые слова, написать объявления, управлять ставками, редактировать рекламные кампании, анализировать конкурентов, отслеживать статистику и готовить отчёты.
Подобрали сервисы под каждую задачу и кратко описали их функционал.
Один из ключевых этапов работы в контекстной рекламе — анализ конкурентов. Важно понять количество конкурентов, их место на рынке, каналы продвижения, изучить семантику, качество заголовков и текстов, используемые УТП. Рассмотрим наиболее популярные сервисы для этой задачи.
Бесплатный инструмент для оценки примерных затрат и объёма трафика. Находится в рекламном кабинете Яндекса в разделе «Инструменты».
Расчёт выполняется в три шага:
В полученной таблице наглядно видим стоимость рекламы в зависимости от позиции в выдаче. Можем оценить популярность ключевых слов, выбрать желаемый объём трафика, уточнить фразы или подобрать новые, скачать данные в Excel.
При клике по выбранному ключу открывается страница с объявлениями конкурентов. Можно проанализировать заголовки и посмотреть, какие УТП предлагают другие рекламодатели.
При работе с «Прогнозом бюджета» учитывайте следующие нюансы:
Объявления в контекстной рекламе показываются по принципу аукциона в реальном времени. Невозможно спрогнозировать, сколько конкурентов будут участвовать в аукционе, какие выставят ставки, что напишут в объявлениях. Прогноз строится на данных за прошедший период.
Какие задачи помогает выполнить сервис:
Сервис платный:
Некоторыми функциями можно пользоваться бесплатно, но есть ограничения — 5 отчётов в сутки и не более 20 отчётов в месяц.
Что это за отчёты:
Бесплатно доступно только несколько позиций. К примеру, в отчёте по запросам конкурента открыт анализ по 5 ключевым словам. Полные данные только на платном тарифе.
Особенности работы SpyWords:
Бесплатный инструмент Яндекса по подбору ключевых слов для контекстной рекламы. В октябре 2023 Яндекс запустил новую версию сервиса, и сейчас доступны оба интерфейса.
Принцип работы у обеих версий одинаков. Вводим основной ключевой запрос и получаем вложенные запросы. В новом интерфейсе можно скачать данные в Excel или CSV формате.
Кроме контекстной семантики в Вордстате Яндекса можно посмотреть статистику по регионам и историю запросов.
Аналог Вордстата, собирает ключевые фразы для контекстной рекламы в Google. Для работы нужен аккаунт Google Рекламы.
Вот так выглядит рабочее окно Планировщика:
На верхней панели находятся выбранные настройки. Ниже — ключевые слова, которые система рекомендует добавить в кампанию. Далее таблица с введёнными ключами и подобранными вариантами.
В Планировщике можно посмотреть, какие ключи используют конкуренты. Для этого вместо ключевых слов указываем ссылку на сайт.
Многофункциональный инструмент для работы с семантикой. Собирает данные из платных сервисов, Wordstat, соцсетей, поисковых подсказок и других источников.
Основные функции программы:
Key Collector 3 — устаревшая версия программы, её можно использовать, но обновляться она не будет. Key Collector 4 — актуальный релиз. Отличается интерфейсом, новыми возможностями и лучшей производительностью.
Это платная программа, стоимость бессрочной лицензии — 2200 рублей.
Для корректной работы нужно завести технические Яндекс аккаунты для использования прокси и привязать сервис антикапчи.
http://www.xn--90abjwpbr.xn--p1ai/
Бесплатная программа для парсинга запросов контекстной рекламы, упрощённая версия Кей коллектора. Работает по тому же принципу и имеет схожий с ним интерфейс.
Отличия от Key Collector:
Ещё один аналог Key Collector. Собирает ключевые запросы контекстной рекламы из разных источников. Сохраняет их в своих базах с возможностью выгрузить в текстовые файлы.
Есть две версии: Магадан Pro — платная программа, стоимость 1500 рублей и Магадан Lite — бесплатная версия с ограниченным функционалом.
Это не парсер, а регулярно обновляющаяся база ключевых слов.
Три варианта использования:
Принцип работы: вводим ключевое слово в строку поиска, нажимаем «найти» и тут же получаем список ключей. Подбор слов производится в трёх вариантах:
Доступна выгрузка списков в Excel-таблицу. Для подбора можно использовать любые операторы ключевых слов.
В сервисе есть стандартные списки слов. Их используют для добавления минус-слов или для составления словосочетаний.
В сервисе есть полезные инструменты для работы с семантикой — нормализатор, комбинатор, анализатор и другие. Они доступны всем пользователям.
Платный российский сервис. Есть бесплатный пробный период — 7 дней. В демоверсии доступны не все инструменты.
Тарифы:
Какие задачи контекстной рекламы автоматизирует сервис:
Набор инструментов от агентства МОАВ.
Для сбора семантического ядра используют Wordstat Deep. Он собирает фразы для контекстной рекламы из нескольких источников. В настройках можно указать регион, глубину парсинга, устройства.
Как работает инструмент:
Если собирать ключи по подсказкам не нужно, можно изменить эту опцию в настройках.
Лемматизация — перевод слова в начальную форму. Нужен для анализа семантического ядра, удаления дублей, подбора посадочных страниц. Выполняют лемматизацию не вручную, а при помощи инструментов.
Расширяет возможности Excel и помогает оптимизировать работу с семантикой.
Сервис используют не только для лемматизации слов, но и для других операций:
Надстройка платная, но есть бесплатная версия с ограниченным функционалом. Тарифы:
Бесплатный сервис для лемматизации онлайн. Готовый список можно экспортировать в Excel файл.
Показ объявлений происходит по запросам пользователей. У запросов «шкаф купе по индивидуальным размерам» и «готовый шкаф купе» разная целевая аудитория. И объявления им нужно показывать разные. Поэтому недостаточно только собрать семантику, необходимо выполнить кластеризацию, то есть группировку запросов. Можно сделать это вручную в Excel или воспользоваться специальными сервисами.
Платный инструмент для работы с ключевыми словами. Есть бесплатный тариф с ограничениями.
Здесь удобно выбирать нецелевые слова и распределять ключи по однородным признакам.
Популярный бесплатный сервис. Кластеризацию семантического ядра выполняют при помощи фильтра.
Кросс-минусацию делают, чтобы избежать конкуренции ключевых фраз в кампаниях одного рекламодателя.
Кросс-минусация в Директе на уровне группы объявлений выполняется системой, а вот между группами или кампаниями автоматической минусации фраз нет. Инструменты для перекрёстной минусовки сделают её в один клик, даже если у вас сотни ключевых слов.
Создание объявлений — ещё одна рутина в работе контекстолога. Даже если продвигаете один продукт, объявлений нужно несколько, ведь заранее невозможно предугадать, что привлечёт внимание пользователей и приведет к конверсии. А если продуктов много или запускаете рекламу интернет-магазина, оформление объявлений может занять много времени. Генераторы объявлений избавят от этой рутины.
Тексты объявлений, созданные в различных сервисах, часто нуждаются в корректировке и дополнении. Всю работу за специалиста они не сделают, но значительно облегчат..
Сервис не создаёт заголовки и текст, а подставляет ключевые слова в заданные шаблоны.
Объявления формируются на основе YML/XML фида. Данные о товаре — название, производитель, цена и другие переменные подставляются в текст.
Преимущество сервиса: быстрое создание тысяч объявлений и ежедневное обновление информации о ценах, акциях. Подходит для крупных интернет-магазинов с большим ассортиментом.
Генератор платный. Стоимость зависит от количества объявлений. Есть бесплатный тестовый период — 2 недели.
Некоторые специалисты скептически относятся к идее создания объявлений через нейросеть, сомневаясь в приемлемом результате. Вот пример неудачной генерации текста нейросетью Яндекса:
Чтобы нейросеть написала объявление с удовлетворительным результатом, нужно правильно составить промт — короткий запрос, указав необходимую информацию.
Наш промт для YandexGPT 2: «Интернет-магазин по продаже мебели. Напиши заголовки и тексты объявлений для продажи шкафов-купе. Заголовок длиной до 56 символов. Дополнительный заголовок до 36 символов. Текст объявления 81 символ. Используй информацию о товаре: шкафы купе с фотопечатью, шкафы купе с зеркалом, шкафы купе с пескоструйным рисунком, корпус из ЛДСП, 50+ вариантов цветовых оттенков фасадов: венге, дуб, орех, ясень, белый. Предварительный расчёт мебели. Выезд дизайнера и замерщика. Доставка и сборка. Гарантия 10 лет».
Составленные нейросетью тексты объявлений — на скриншоте:
В объявлениях для РСЯ нужны не только тексты, но и изображения. Картинка — это то, что первым привлекает внимание. Хорошо, когда есть качественные фото товара. Если фотографий нет или их мало, приходится подбирать картинки в сети, например, на фотостоках.
Популярные фотостоки:
Минус фотостоков — изображения доступны не только вам. Есть вероятность, что креативы получатся такие же, как у конкурентов. К тому же не всегда можно найти подходящее изображение.
Альтернатива — использовать нейросети в создании картинок для объявлений.
Сервисы генерации изображений помогут быстро создать нужные картинки. Как и в генерации текстов, правильно сформулированный запрос даст лучший результат. Но единых правил здесь нет. Пробуйте разные варианты, уточняйте, добавляйте детали.
Русскоязычный сервис. Есть несколько вариантов использования.
Бот в телеграм создаёт изображения по описанию, картинке, путём смешивания двух картинок или картинки с текстом.
Пример изображения, созданного ботом:
Бот Kandinsky в ВКонтакте генерирует изображение по описанию:
Рассмотрим наиболее популярные сервисы для работы с контекстной рекламой: для каких задач подойдут, чем отличаются, на что обратить внимание.
Онлайн-сервис для автоматизации и управления интернет-рекламой, аналитики и отчётности.
Работает с рекламными площадками: Яндекс Директ, myTarget, ВКонтакте, ТикТок, Озон.
Тарифы:
Ориентирован на крупных рекламодателей с большим ассортиментом.
На платформе 3 модуля с инструментами:
Интегрируется с рекламными площадками и внешними системами аналитики.
Стоимость для каждого проекта рассчитывается индивидуально:
Помогает оценить окупаемость рекламы по источникам и распределить бюджет в зависимости от результатов.
Платформа учитывает трафик из всех источников. Данные разных рекламных площадок, CRM-систем, коллтрекинга собираются в один отчёт. Можно посмотреть детальную аналитику по площадкам, рекламным кампаниям, группам и объявлениям. Проведённый анализ покажет, какой канал приносит больше прибыли и поможет оптимизировать результаты.
Стоимость:
Помогает автоматизировать сбор данных из разных источников.
Инструменты для автоматизации контекстной рекламы:
Тарифы сервиса:
Управление интернет-рекламой в одном окне. Сотрудничает с прямыми рекламодателями и агентствами.
На платформе 3 модуля:
Инструменты платформы:
Подключается к рекламным площадкам: Яндекс Директ, Яндекс Маркет, ВКонтакте, myTarget. Интегрируется с внешними системами аналитики.
Бесплатная программа для профессионального управления рекламой в Яндекс Директе. Устанавливается на компьютер.
Принцип работы: получение данных из рекламного кабинета, внесение изменений, отправка на сервер Яндекс Директа.
Редактировать загруженные кампании можно без подключения к интернету. Внесённые изменения сохраняются на компьютере.
Некоторые из функций программы:
Основные отчёты о работе рекламы доступны в кабинете Яндекс Директа. Здесь можно посмотреть, сколько было показов, кликов, конверсий и их стоимость. Но часто бывает, что пользователи перешли по рекламе, а конверсии не было. Понять возможные причины помогут счётчики аналитики.
Сервис от Яндекса. Это простой, но многофункциональный инструмент для аналитики интернет-рекламы. Подходит как начинающим специалистам, так и опытным маркетологам.
Обзор инструментов счётчика для анализа поведения пользователей:
Кроме этого, Метрика отслеживает и формирует отчёты в разрезе каналов, аудитории, технологий, контента и прочих важных параметров.
Подробный гад по настройке и работе с отчетами Яндекс Метрики найдете здесь.
Google Analytics 4 собирает данные по сайтам и приложениям и сводит их в общую отчётность.
В GA-4 можно:
Основной раздел, который нужен для анализа, — «Отчёты». Здесь настраивают цели, отслеживают статистику, создают сводки.
Раздел состоит из двух дашбордов:
В группе отчётов «Пользователь» собираются данные о демографии (возраст, пол, интересы) и технологиях (тип устройства, браузера, операционной системы).
Сервисов и инструментов для работы с контекстной рекламой много. Есть как многофункциональные, так и ориентированные на отдельные операции. Их использование не отменяет ручной труд специалиста, но значительно облегчает его.
Для крупных бизнесов с большими бюджетами можно автоматизировать многое. У малого и среднего бизнеса часто ограничены ресурсы, и использование платных сторонних сервисов нерентабельно. Но даже бесплатные инструменты помогут сэкономить время и повысить эффективность кампаний, а в результате получить больше лидов при меньших трудозатратах.